Автор: Сергей Беднарук | 18.10.2009

Умер Лев Шугуров

16 октября на 76-м году ушёл из жизни Лев Михайлович Шугуров – инженер-конструктор, журналист, автор более тысячи журнальных статей, почти двух десятков книг и брошюр и, пожалуй, главный автомобильный историк нашей страны.

Шугуров родился 22 марта 1934 года в Москве. С детства интересовался автомобилями, и этот интерес предопределил собою выбор им высшего учебного заведения. Он поступил в МВТУ им. Баумана, которое окончил в 1958 году по специальности «колесные машины». Ещё будучи студентом он участвовал в проектировании и постройке одного из первых в стране экспериментальных микролитражных автомобилей с кузовом из стеклопластика. После окончания института Лев Михайлович был направлен на столичный завод, изготовлявший «Москвичи».

На  МЗМА (АЗЛК) он работал девять лет и занимался проектированием и постройкой гоночных автомобилей. На машинах его конструкции «Москвич-ГЗ» и «Москвич-Г4 » пять раз подряд был выигран чемпионат страны по кольцевым автогонкам (с 1961 по 1966 гг.). Под руководством Шугурова создавался автомобиль «Москвич-407-купе», выступавший в кольцевых и зимних трековых гонках, а также двигатель ГД1 для Формулы-1. А пожалуй, самая известная конструкторская разработка Льва Михайловича — «Антилопа-Гну» из фильма «Золотой теленок». Она была собрана из частей других автомобилей: рама, мотор и оси – от УАЗ-452, задний мост и колёса от ГАЗ-А. По чертежам Шугурова сделали облицовку кузова, переставили руль на правую сторону.

В дальнейшем Шугуров активно участвовал в работе Федерации автомобильного спорта СССР (был членом Президиума Федерации, заместителем ее председателя), неоднократно выезжал за рубеж руководителем сборной команды страны.

Первые публикации Шугурова появились в конце 50-х годов и были посвящены автомобильному спорту. В 1967 году он перешёл на работу в самый известный тогда в СССР автомобильный журнал «За рулем», параллельно сотрудничая в журнале «Наука и жизнь» и информационном бюллетене «Автоэкспорт информирует». В двух последних основной темой его публикаций стала история автомобиля, в первую очередь отечественного. Это и привело его в итоге в клуб «Следопыты автомотостарины» (САМС), который объединял владельцев старинных машин. Общественным руководителем этого клуба Шугуров был на протяжении десяти лет.

В 90-х годах вышел в свет его трёхтомный труд по истории автомобиля в России и СССР, который был посвящён столетию первого в нашей стране безлошадного экипажа. Тогда министр автомобильной промышленности Н.А. Пугин назвал автора этого фолианта «летописцем нашего автопрома».

Лев Михайлович собрал одну из богатейших (если не самую богатую) в России библиотеку книг и журналов об автомобильной тематике на шести языках. Собиралась она буквально по крупицам. Читать, а тем более выписывать зарубежные издания в советские времена было запрещено. Даже упоминание модели автомобиля иностранного производства расценивалась как пропаганда космополитизма. Шугуров же умудрялся ещё и рассказывать о зарубежных новинках на страницах нашей прессы.

После 1994 года Лев Михайлович выступал на страницах полусотни периодических изданий, его рассказы можно было услышать во время трансляций Формулы-1. Постепенно история автомобиля стала главной темой его выступлений. Последние годы Лев Михайлович тяжело болел, но, несмотря на это, продолжал через публикации в прессе передавать нам свои глубочайшие знания об автомобильной истории.

Одна из последних крупных работ Льва Михайловича – книга «Погоня за «Руссо-Балтом», вышедшая в 2004 году. Это фундаментальное издание стало плодом 30-летнего труда по скурпулёзному поиску и сбору информации и материалов на эту тему, среди которых значительную часть составили уникальные фотографии машин, положивших начало российской автомобильной промышленности.

***

Мне только один раз удалось встретиться с Шугуровым – но тот день я запомнил навсегда. Это было 1 сентября 1996 года. Я, 10-летний школьник, только начинавший увлекаться автоспортом, впервые приехал с папой на гонки на Воробьёвых горах. И к своему восторгу в человеке, скромно продававшему неподалёку от главного здания МГУ журналы «Автомобиль», узнал Льва Михайловича, уже известного мне по статьям в изданиях «За рулём» и «Автомотоспорт» и, конечно, по эфирам Формулы-1. У меня до сих пор хранится журнал с его автографом и фотография, на которой я рядом с этим без преувеличением будет сказано великим человеком.  

P.S.: Прощание с Львом Михайловичем Шугуровым состоится во вторник, 20 октября в Москве. Отпевание пройдёт в церкви Святителя Николая в Хамовниках с 11:00 (адрес: м. Парк культуры, ул. Льва Толстого, 2). Прощание будет проходить в Ритуальном зале с 12:30 (ул. Россолимо, 12).

Реклама

Responses

  1. Начинал с его статей. Светлая память.

  2. Пусть земля ему, будет пухом.

  3. Он будет жить в своих работах, а значит память о нём не сотрётся.

  4. Светлая память самому авторитетному и занимательному историку русского автомобилизма!

  5. Светлая память.
    одно из любимых чтений в детстве — его колонки в «Науке и жизни»

  6. Прощание с Львом Михайловичем Шугуровым состоится во вторник, 20 октября. Отпевание пройдёт в церкви Святителя Николая в Хамовниках с 11:00 (адрес: м. Парк культуры, ул. Льва Толстого, 2). Прощание – в Ритуальном зале с 12:30 (ул. Россолимо, 12).

  7. R.I.P. :(((((((((((((

  8. Очень жаль,человек был очень знающий в сфере автомобилей и автоспорта,буквально неделю назад перечитывал его статью в «Формуле» про противостояние Mercedes и Auto Union.Светлая память(((

  9. Я знал этого замечательного человека с 1980 г., когда организовал в Челябинске с друзьями клуб «АСА» (самодельные и антикварные автомобили). Он очень много помогал советом и делом. Часто встречались на слетах, семинарах и выставках и всегда это были незабываемые встечи. Челябинские автомобилисты самодельщики и антикварщики скорбят о светлом человеке, каким был Лев Шугуров .

  10. АВТОСАЛОН В НАУКЕ И ЖИЗНИ ПЕРЕЧИТЫВАЛ ПО СТО РАЗ!


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: