Автор: Сергей Беднарук | 01.11.2009

Архитектор Больших Призов

tilke
С его именем ассоциируется облик современной Формулы-1. Но он не конструирует гоночные машины и не разрабатывает технический регламент. Герман Тильке проектирует трассы. Дебютирующий в этот уик-энд и поражающий своей архитектурой футуристический автодром «Яс Марина» в Абу-Даби — тоже его работа.
 

Сегодня, наверное, нет такого болельщика Формулы-1, который не слышал бы о Германе Тильке. В паддоке он один из самых уважаемых людей, к его мнению прислушивается Берни Экклстоун, а поклонники автоспорта частенько называют его придворным архитектором «королевы автоспорта». А вот о том, как Тильке добился всего этого и как стал тем, кем является сейчас, знают далеко не все.

Герман Тильке родился 31 декабря 1954 года в небольшом городке Ольпе в горной местности на северо-западе Германии. С самого детства маленький Герман грезил гонками. Ещё бы! Ведь не так далеко от его родного городка располагалась знаменитая трасса «Нюрбургринг». Впоследствии именно она даст начало карьеры Тильке…

Едва Герману исполнилось 18 и он получил водительские права, как начал выступать в гонках. Сначала он участвовал в популярных в Германии гонках по подъёму на холм, а затем стал выступать в любительских кузовных гонках на легендарной «Северной петле» «Нюрбургринга». Однако Герман понимал, что знаменитым гонщиком ему уже вряд ли удастся стать и тем более на жизнь гонками не заработаешь. А поэтому одновременно со своими первыми шагами в автоспорте он поступил в университет на факультет архитектуры. Мог ли тогда Тильке догадываться, что именно эта профессия принесёт ему известность в мире автоспорта?

Получив высшее образование и немного поработав инженером в одной из крупных компаний, в 1984 году Герман Тильке решает открыть в немецком Аахене собственную небольшую фирму, которую называет своим именем – Tilke Engineering GmbH. Денег на аренду офиса у него тогда не было, а поэтому первые проектные чертежи молодой инженер делал на тесной кухне своей небольшой квартиры. Тогда ему и пришла мысль совместить профессию с увлечением.

«Так как гонки по-прежнему были моим большим хобби, и периодически я продолжал выходить на старт различных соревнований, мне хотелось попробовать спроектировать что-нибудь на гоночной трассе», — вспоминает те времена Тильке. И в том же году контора Германа получает заказ на работу не где-нибудь, а на легендарном Нюрбургринге! Правда, задача сводилась всего лишь к проектированию сервисных дорожек внутри нового кольца в Айфелях. «За ту работу мы получили 200 немецких марок», — с улыбкой вспоминает Тильке, последние творение которого — автодром «Яс Марина» в Абу-Даби — оценивается в один миллиард долларов.

yasmarina

Но это было только начало! Фирма Германа Тильке стала стремительно развиваться, ей доверяли всё больше заказов на различные, правда, чаще не связанные с гонками, работы. Но после падения Берлинской стены его пригласили модернизировать старую восточногерманскую трассу «Заксенринг». Это был первый по-настоящему серьёзный «гоночный» проект Тильке. И он выполнил его на отлично — «Заксенринг» до сих пор принимает у себя гонки чемпионата мира MotoGP.

После этого заказы в Аахен стали сыпаться один за другим. Первой трассой Формулы-1, над которой Тильке работал от начала и до конца, стал австрийский «А1-Ринг». Первой – но далеко не последней. Компания Тильке работала над большинством нынешних трасс Формулы-1. Причём она занимается проектированием не только самих трасс, но и всей прилагающей инфраструктуры – начиная от подъездных дорог и заканчивая ультрасовременными зданиями боксов и паддоков.

hermann_tilke
Фото Анны Ольховой

Тильке стал первым человеком после Джона Хугенхолца (автора таких известных трасс, как голландский «Зандфоорт», испанская «Харама» и японская «Сузука»), который сумел сделать карьеру на проектировании автодромов. Он сумел занять эту маленькую нишу, и теперь она принадлежит ему. При этом фирма Германа Тильке занимается не только гоночными проектами — она также проектирует гостиницы, выставочные центры, аэропорты и футбольные стадионы. Он как он стал монополистом в области проектирования? Сам Тильке предпочитает уклоняться от ответа на этот вопрос, хотя понятно, что ключевую роль в этом сыграл Берни Экклстоун, с которым у Германа очень быстро сложились очень хорошие отношения. 

Сейчас фирма Tilke Engineering GmbH разрослась в большое проектно-архитектурное бюро с главным офисом в Аахене и двумя его филиалами – в Ольпе и Бахрейне. «В общей сложности у нас работают 250 инженеров, но на первых стадиях проектирования над созданием плана будущей трассы трудятся всего восемь или девять человек, — рассказывает Тильке. – Сначала мы внимательно исследуем местность, учитывая мельчайшие детали – от особенностей топографии вплоть до того, с какой стороны встаёт и заходит солнце». После выездов «в поле» начинаются первые работы над проектом будущей трассы.

Герман Тильке всегда прислушивается к мнениям гонщиков
Фото Анны Ольховой
При проектировании трасс Тильке вместе со своими коллегами должен учитывать два самых важных и противоречивых фактора: безопасность и возможность обгонов. Для этого необходимо точно просчитать траектории и скорости машин на каждом отдельном участке трассы. И если всем требованиям безопасности созданные Германом Тильке автодромы отвечают в полный мере, то с точки зрения обгонов и зрелищности в его адрес доносится немало критики.
 
Фирменный стиль Тильке – широкие трассы с длинными прямыми участками, разбитыми среднескоростными поворотами и шиканами. Это является отличительной особенностью спроектированных за последние десять лет Тильке трасс. Они отвечают всем современным нормам по безопасности и инфраструктуре, но болельщики считают их скучными и куда менее интересными, чем классические старые автодромы. «Люди всегда говорят, что раньше было лучше, чем сейчас, — считает Тильке. – Но это обычная человеческая реакция. К критике всегда нужно прислушиваться, но при этом необходимо уметь правильно её воспринимать, поскольку люди склонны иногда менять своё мнение и через пару лет от них можно услышать уже совсем другое».

Что касается обгонов, то здесь, по мнению архитектора, дело не в трассах, а в машинах. «При проектировании трассы мы всегда делаем как минимум два-три обгонных места», — отмечает он.

Ну а лучший ответ Тильке критикам по поводу того, что его трассы лишены изюминки, является ставший уже знаменитым восьмой поворот автодрома «Стамбул-парк» с четырьмя апексами, который некоторые гонщики даже сравнили с легендарным «О’Руж» в Спа. «Идея была сделать поворот не просто быстрым, а создать его в трёхмерном измерении, — рассказывает Тильке. – Он удачно вписан в ландшафт: сначала идёт подъём, затем спуск и потом опять подъём. Это делает поворот очень трудным не только для пилотов, но и для инженеров, которые стараются опустить машину максимально низко для лучшей прижимной силы, но для прохождения этого участка им приходится идти на компромисс и увеличивать клиренс автомобиля».

Тильке сам периодически выходит на старт гонок на Нордшляйфе - своей любимой трассе

Тильке спроектировал уже несколько десятков автодромов, а сейчас его бюро работает над 11-ю новыми проектами. Но на вопрос о своей любимой гоночной трассе всегда отвечает не задумываясь: «Конечно, «Нордшляйфе»! Надеюсь, мне никогда не придётся её изменять или модернизировать». Кстати, на «Северной петле» Тильке до сих пор продолжает участвовать в гонках – ежегодно он выходит на старт знаменитого «кузовного» марафона «24 часа Нюрбургринга» и периодически участвует в других соревнованиях немецкой серии VLN по гонкам на выносливость, в которых даже добивался побед.

А какая из спроектированных им самим трасс нравится Герману больше всего? «Каждая трасса для меня – это словно мой ребёнок, — признаётся архитектор. – А поэтому всех их я люблю, как собственных детей. А вот самым сложным был проект строительства автодрома в Шанхая, поскольку он создавался на месте довольно глубокого болота».

Автодром мечты Германа Тильке? «Мне бы хотелось построить очень длинную трассу в высокогорной местности, вроде Альп, в по-настоящему экстремальных топографических условиях», — признаётся один из самых уважаемых людей в мире Формулы-1, который, несмотря на свой статус и известность, остался невероятно обаятельным, отзывчивым и приятным в общении человеком, в чём удалось убедиться лично год назад во время визита немца в Москву по случаю презентации спроектированной им трассы Moscow Raceway. 

«Наше бюро не занимается политикой. От нас не зависит то, где будут проходить этапы Формулы-1, но мы имеем влияние на то, как это будет выглядеть в конечном счёте», — говорит Герман Тильке. И для будущего Формулы-1 значение его работы трудно переоценить.

Реклама

Responses

  1. Да, автодромы Тильке похожи. Но ведь не он сам ограничивает себя! Его просто не поймут, если он спроектирует 14-километровую трассу.

    Да, хотелось бы больше «изюминок» на каждой новой трассе, но как их придумать? Все ожидали, что в конце длинной прямой в Валенсии возможны будут обгоны, но…

    Ну а если бы нашелся архитектор с новыми уникальными идеями, неужели он как-нибудь не заявил бы о себе?

    • При чём здесь 14-километровая трасса, когда та же Монца(или Сузука) меньше шести километров и при чём здесь «если бы нашелся архитектор с новыми уникальными идеями», когда Тильке часть maFIA`ии и без его -дромов никакое гран-при не состоится…
      Единственное интересное решение это Marina Bay и то, конфигурация которой обусловлена скорее уличными развязками, нежели «талантом» Тильке…
      Жаль настоящий талант Йона Гугенхольца, не использовали на постройку ещё хотя бы пары трасс… Может передай он свои знания и представления сыну и стань тот «главным архитектором F1» мы бы сейчас не критиковали, а восхищались…

  2. Интересная статья ) Спасибо )

  3. трассы Тильке безлики и унылы,одна кастрация Хоккенхайма чего стоит,уничтножили монумент ради шаблонного автодрома,сейчас хотят закрыть спа,сильверстоун не факт что будет в 2010,так что скоро будет наблюдать гонки на тилькедромах только

    • Вот, что по поводу перестройки «Хоккенхаймринга» говорит сам Тильке: «Это было политическое решение. Властям земли Баден-Вюрттемберг нужна была другая, более короткая трасса. Это была не моя идея! В итоге для работ по реконструкции мы получили маленький кусок земли и весьма скромный бюджет. Но, думаю, мы смогли сделать хорошую трассу. Нам удалось создать несколько обгонных мест и расположить их в зоне видимости зрителей на трибуне – так что болельщики могут видеть реальную борьбу пилотов».

      Тильке реализует проекты в строгих рамках требований заказчиков. И с этой точки зрения, по моему мнению, его работа вызывает восхищение. Да, старые трассы прекрасны, но они уже не соответствуют современным нормам по безопасности и инфраструктуре. А именно эти два фактора являются сейчас главными…

      • Сергей,по-моему так называемые стандарты безопасности стали своеобразным железным аргументом(наподобие борьбы с терроризмом при развязывании войн американцами),чтобы преследовать свои финансовые интересы.

        Если проанализировать ситуацию,за последние лет 20 скорости кардинально не изменились,машины стали в разы безопаснее,мне лично непонятно,что это за мифические стандарты безопасности,которыми оправдывают появление безликих истамбул-парков. Тут не в безопасности дело,и даже не в инфраструктуре(болельщики готовы на холмах сидеть чтобы смотреть гонки),а скорее в интересах отдельных лиц,и их жажде денег имхо

  4. Не знаю кому как а мне понравилась трасса, мест для обгона достаточно в 1-м и 2-м секторах, 3-й немного узковат, но он имитирует городские условия. Да и гонка тоже понравилась.

  5. а мне Абу Даби понравилась действительно крутая трасса, инфраструктура сильно впечатила, побывать бы там

  6. При взгляде на отель приходят мысли о Новом годе 🙂

    • да там все об новом годе напоминает вообще позитивное местечко,праздничное настроение вызывает глядя на нее! 24 часа Абу Даби не помешало бы там провести серии Ле Ман или FIA GT было бы круто,трасса как раз подходит под такие мероприятия

      • В ночь с 31-го декабря на 1-е января! 🙂

  7. Все руководители чемпионатов действуют по-своему ради популярности. Вот WTCC постоянно меняет регламент и поощеряет командную тактику (очередное подтверждение было сегодня. Я не против, главное, что всё последовательно). А в Ф1 это придание гонкам шика и элитарности. Да, для публики на гран-при (той, что платит) важнее удобные туалеты, чем «ностальгия по динозаврам». Это не маFIA, а вектор развития.

  8. Coolalex да было бы феноменально если бы устроили такую гонку, новый год точно был бы оч. веселым. А приз за победу в гонке был бы поездка на северный полюс, а шубу бы вручали вместо кубка на подиуме.

    • Прямой рейс сразу после пресс-конференции и высадка на парашюте.

  9. Больше чем трасса поражает огромный красный скат — Ferrari World http://pic.auto.mail.ru/content/photogallery/photos/e/4/e42495743ec781bdea3eca9b49660bb6_orig.jpg

    • да Феррари забубонили себе штаб квартирку с кабаками и прочими увеселительными штуками, от куда стока денег?


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: