Автор: Сергей Беднарук | 18.12.2009

Они были первыми…

Владимир Леонов – не первый наш соотечественник, вышедший на старт Гран При чемпионата мира по мотогонкам. В своё время советские гонщики не только участвовали в мировом первенстве, но даже поднимались на подиум!

Сейчас это кажется фантастикой, но четыре десятилетия назад советские гонщики действительно выступали в чемпионате мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам и даже добивались весьма неплохих результатов. Причём стартовали они на отечественной технике! Правда, эти выступления носили лишь эпизодический характер – пилоты из СССР принимали участие только на этапах в Германии, Чехословакии и Финляндии.

Впервые наши мотогонщики получили возможность сравнить свои силы с западными спортсменами в конце 50-х годов прошлого века – окно в Европу для советских мотогонщиков прорубил Борис Фёдорович Трамм, который в то время получил должность вице-президента Международной мотоциклетной федерации (FIM).

А в 1962 году на Гран При ГДР состоялся дебют в чемпионате мира первого гонщика из Советского Союза. На трассе «Заксенринг» Николай Севастьянов за рулём серпуховского мотоцикла ЦКЭБ (он создавался в содружестве с чехословацкими инженерами, а поэтому очень напоминал Jawa) принял участие в гонках сразу двух классов – 250 и 350 куб. см. Причем в обоих заездах он попал в зачётную шестёрку (тогда очки присуждались первым шести пилотам), финишировав на пятом и шестом местах соответственно. В следующем году Севастьянов на серпуховском мотоцикле С-360 принял участие уже в двух Гран При – в ГДР и Финляндии. В Восточной Германии он финишировал пятым в классе 350 «кубиков», а в Тампере стал четвёртым в этой категории и заработал очко за шестое место в заезде «пятисоток».

В 1964 году ЦК КПСС и Совет министров выпустили постановление, в котором говорилось, что советские гонщики на отечественных мотоциклах в ближайшее время должны занять ведущие позиции в мировом первенстве. Были выделены средства на создание новой модели С-364 «Восток», оснащённой рядной «четвёркой» с двумя распределительными валами, сборным коленвалом и трёхклапанными головками цилиндров. В дебютном для этого мотоцикла Гран При ГДР Николай Севастьянов и эстонец Эндель Кийса заняли в квалификации второе и третье места, а в гонке 500-кубового класса Севастьянов финишировал четвёртым. Он повторил этот результат в Финляндии, а Кийса занял там третье место в категории 350 куб. см – впервые пилот из СССР поднялся на подиум этапа чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам! Через год на Гран При Чехословакии в Брно Севастьянов повторил это достижение.

А на Большом Призе ФРГ, который проходил на Северной петле «Нюрбургринга», Кийса выиграл квалификацию в классе 350 «кубиков»! Правда, реализовать преимущество поула ему не удалось – в гонке он финишировал только пятым.

 

Увы, несмотря на впечатляющее начало, советская «верхушка» быстро потеряла интерес к мотогонкам и прекратила финансирование серпуховского ВНИИМотопрома. Севастьянов и Кийса на модифицированных мотоциклах «Восток» С-565 (объём двигателя был увеличен с 350-ти до 494 «кубиков», а его мощность достигла 80 л.с. вместо прежних 59-ти) провели ещё только два этапа в классе 500 куб. см. Николай занял четвёртое место на Гран При Финляндии 1968 года, а Эндель финишировал десятым год спустя в Восточной Германии.

Но спустя три года, в 1972-м, на старте Гран При ГДР в классе 50 «кубиков» (была тогда и такая категория) вновь появились советские гонщики за рулём советских мотоциклов! Эдуард Борисенко и Александр Смертин на мотоциклах «Рига», оснащённых одноцилиндровый мотором с воздушным охлаждением, финишировали на седьмой и одиннадцатой соответственно. Благодаря этому Борисенко даже заработал четыре очка в зачёт мирового первенства (к тому времени очки присуждались уже первой десятке). Но, к сожалению, продолжения не последовало…

И лишь в этом году, спустя без малого сорок лет, на арене мирового мотоциклетного первенства, ныне именующимся MotoGP, вновь появился наш гонщик – Владимир Леонов. Вот только об участии в чемпионате мира российских мотоциклов, увы, пока не приходится даже мечтать…

Реклама

Responses

  1. Сергей, спасибо за интересный экскурс в историю.

  2. Спасибо, Сергей, кое-что новое я узнал. Интересно, живы ли герои тех дней? Было бы идеально услышать рассказ от непосредственных участников событий.

    • К сожалению, насколько мне известно, Николай Севастьянов уже умер. Эндель Кийса живёт у себя на родине в Эстонии (пару лет назад он отметил 70-летний юбилей), а судьба Борисенко и Смертина, увы, мне неизвестна… Если у кого из читателей блога есть какая-то информация, поделитесь!

  3. Страшно-то как на эти барабанные тормоза смотреть…

  4. Очень интересно. Спасибо!

  5. наши как обычно то что начали не довели до конца,так же было и с проектом Москвича для ф1

  6. Спасибо! На заре интернета читал похожую инфу на буржуиских сайтах, давно искал, спасибо еще раз!

  7. План действий: найти серьёзного спонсора, возродить мотоциклетное производство в Ижевске, построить гоночные мотоциклы….. Да вот только никакой поддержки от правительства Удмуртии не получишь…..

    • Выиграть чемпионат мира и запустить мотоцикл на Луну!

    • Продать Ижевский завод Ямахе и ждать результата.

  8. Не Ямаха -перебор,на Восходах надо всех рвать!!!

  9. Cпасибо! Очень интересно! Как будто опять вернулось это время! Я в принципе, о мотоспорте!

  10. Сергей, может подскажете, где в нете есть инфа по кольцевым чемпионатам СССР. Спасибо за статью.

    • Сайтов об истории чемпионатов СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам, увы, пока нет. А вот, что касается советского автоспорта, то тут я могу вам порекомендовать сайт Алексея Рогачёва — http://ussr-autosport.ru/

  11. Здравствуйте, Сергей. Нет ли у вас какой-либо информации по самим мотоциклам с-565 и с-365? . В интернете, кроме ссылки на ваш блог и biker.kiev.ua, на котором доступна всего одна страничка, ничего найти не смог. Может быть вы что-то подскажете? Заранее благодарю.

  12. Спасибо за статейку, эх жаль что мотоспорт так захаяли. Ведь с360 чего только стоял: 210 km/h; 6 скоростей…

  13. У меня есть полное ттх с565 и рисунки в трех проекциях.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: