Автор: Сергей Беднарук | 21.09.2012

Джон Уотсон: «Удача, что я остался жив…»

Встретив во время российского FIA GT на Moscow Raceway бывшего пилота Формулы-1 Джона Уотсона, я не мог упустить возможности побеседовать с этим знаменитым гонщиком…

Североирландец, ныне комментирующий гонки, вошел в историю Ф-1 как один из самых быстрых пилотов на рубеже 70-80-х годов, которому так и не удалось стать чемпионом мира. Он пять раз поднимался на верхнюю ступень подиума, а в 1982-м был в шаге от заветного титула – но в итоге стал бронзовым призером.

Уотти, как называли Джона журналисты и болельщики, оказался отличным рассказчиком, поделившись своим мнением о подмосковной трассе, современной Ф-1 и вспомнив славные времена своих выступлений в чемпионате мира, когда риск был неотъемлемой частью работы гонщика Больших Призов.

Мистер Уотсон, приятно видеть вас в России! Вы впервые в Москве?
По пути в Токио на Гран При Японии 1976 года у меня был стыковочный рейс в московском аэропорту – не помню его название даже. Это была поздняя осень, было невероятно холодно – за час ожидания самолета я чуть не окоченел!

На этот раз удалось посмотреть город?
Да, я специально приехал на денек пораньше, чтобы посетить самые известные места, вроде Красной площади, Кремля и Собора Василия Блаженного. Но к моему несчастью все было закрыто, поэтому я не смог осмотреть достопримечательности изнутри и сделать фотографии на память. Но вообще могу сказать, что сейчас Москва – такая же современная столица, как, скажем, Нью-Йорк или Лондон. Особенно, что касается дорогих машин и магазинов.

Как вам новая трасса Moscow Raceway?
Это отличная трасса! Всех людей, вовлеченных в этот проект, можно поздравить с отлично выполненной работой. Ведь это первая трасса такого уровня в России и, насколько я понимаю, вообще на территории бывшего Советского Союза. Герману Тильке удалось совместить в ней участки различного характера. В итоге она получилась очень техничной – то, что нужно для того, чтобы у российских пилотов была возможность учиться и совершенствовать свое мастерство. Знаете, ваша страна стала первой, отправившей человека космос. И первая женщина-космонавт тоже была из СССР. Кто знает, быть может эта трасса позволит взрастить первую гонщицу, которая добьется успеха в Формуле-1?

Некоторые гонщики, в частности пилоты Мировой серии Renault, жаловались, что трасса слишком медленная и узкая. Каково ваше мнение на сей счет?
Я не ездил по трассе, поэтому не могу оценивать ее характеристики. Но сейчас невозможно сделать трассу, которая удовлетворяла абсолютно всех. У пилотов каждой серии могут быть совершенно разные точки зрения. Я смотрел российским этап WSBK – по ТВ гонки выглядели просто здорово! Не думаю, что мотогонщики жаловались на конфигурацию. В любом случае, владельцы трассы всегда могут прислушаться к комментариям пилотов, сделать выводы и внести определенные изменения. Одно из преимуществ этой трассы как раз заключается в том, что здесь есть возможность для модификации.

Какие трассы вам больше по душе: классические или современные?
Я вырос на классических трассах, поэтому, конечно, они мне нравятся больше. Но нужно понимать, что на современных машинах с нынешним уровнем развития технологий выступать на них было бы слишком опасно. Прежние автомобили соответствовали тем трассам, нынешние – нет.
Иногда мне кажется, что современные трассы прощают пилотам слишком много. Сейчас широкие заасфальтированные зоны безопасности позволяют гонщикам после вылета спокойно вернуться обратно на гоночное полотно. В мое время все было иначе – и ошибка обиходилась куда дороже. Стиль пилотирования был совсем иной, у нас даже отличался менталитет.

Мне посчастливилось гоняться на невероятных трассах в Европе, Америке и Японии. Нынешние трассы стали другими. Даже мой домашний автодром в Сильверстоуне – это совсем другая трасса по сравнению с той, на которой в 1981-м я выиграл Гран При. Название осталось прежним, а вот характер полностью поменялся. Прежняя конфигурация была куда более скоростной, она включала несколько быстрых поворотов и не имела медленного комплекса, как сейчас. Но в то же время она была гораздо опаснее, и современный уровень машин Формулы-1 делал бы гонки на ней невозможными. Все стало другим. Это и называется прогрессом.

В мои времена у педали газа было всего две позиции: она была либо нажатая, либо отпущенная. Если ты чувствовал опасность, то просто снимал ногу с газа. Нынешние гонщики постоянно держат ногу на педали газа, изменяя усилие. Сейчас совсем другое поколение: и пилотов, и техники, и трасс.

У вас была долгая и успешная карьера в Формуле-1. Что запомнилось больше всего?
Всегда запоминаются победы – у меня их было пять. Мне посчастливилось принять участие в более чем 150 Гран При – в эпоху, когда гонки были куда опаснее, чем сейчас. За свою карьеру я потерял много хороших друзей, которые нашли свою смерть на гоночной трассе. Смертельный риск был частью работы гонщика Больших Призов. Поэтому моя самая большая удача заключается в том, что я остался жив. В мои времена, ложась спать перед гонкой, ты не знал, что ждет тебя завтра – день триумфа или день смерти. Тогда не было полутонов – только черное и белое.

А какая из побед вам запомнилась сильнее?
С эмоциональной точки зрения – это победа на домашнем Гран-При Великобритании на «Сильверстоуне» в 1981-м. Выиграть перед родными болельщиками – это особенный и очень приятный момент. Но также я бы выделил свою первую победу за рулем Penske в Австрии в 1976-м на старом кольце «Остеррайхринга». Это была невероятная трасса – очень скоростная, с множеством быстрых поворотов. К первой шикане мы подлетали на полной скорости после резкого спуска на главной прямой, почти без прижимной силы и с чудовищной избыточной поворачиваемостью – вот это были гонки! Было бы очень интересно посмотреть, как бы с этим справились нынешние пилоты.

Современные гонщики выросли на компьютерах, они больше полагаются на технику и данные телеметрии. В конечном счете суть осталась прежней: на трассе пилот должен выжать из машины все возможное. Но мне все же по душе больше моя эпоха – конец 70-х и начало 80-х. Это были очень интересные времена, когда внедрялись новые технологии вроде турбонаддува и граунд-эффекта. Сейчас инновации сразу попадают под запрет, а главную роль играют всякие электронные системы.

Можете вспомнить какой-нибудь забавный эпизод из вашей карьеры?
Ох, сложно что-то сейчас вспомнить конкретное. Вообще в те годы было куда больше свободы, открытости и дружелюбности в паддоке. Поэтому гонщики частенько подкалывали друг друга. Это были веселые времена!

После завершения карьеры вы начали комментировать гонки и сейчас работаете на FIA GT. Ваше мнение об это серии?
Комментировать FIA GT я начал три года назад и могу сказать, что это одна из лучших серий, которую мне доводилось вести. Почти все гонки проходят в интересной борьбе, здесь нет таких высоких технологий, как в Формуле-1, и пилоты действительно получают удовольствие от управления этими машинами. А благодаря применяемому «балансу сил» мы не видим доминирования одной марки. У всех есть шанс на победу. Это интересно для публики. Зрители хотят наблюдать не скучную процессию, а обгоны и сражения. При этом мне не нравятся «кузовные» гонки с контактной борьбой – это не по мне. На мой взгляд, GT1 – это одна из самых зрелищных гоночных серий.

Если возвращаться к Формуле-1, то своих главных успехов вы добились в McLaren. Наверное, вам приятно было увидеть успех этой команды в последних Гран При?
Да, я очень рад за McLaren, поскольку для этой команды нынешний сезон складывается нестабильно. Дженсону Баттону работает в очень узком диапазоне настроек. Льюис Хэмилтон более гибок и может приспосабливаться к разным регулировкам. Но если машина полностью соответствует потребностям Дженса, то он становится невероятно силен. И в Спа мы увидели подтверждение этому. Он провел отличный уик-энд.

Ваше мнение о Михаэле Шумахере и его возвращении в Формулу-1?
К Михаэлю я отношусь с большим уважением. Он принял сложнейший вызов, вернувшись в гонки после трехлетнего перерыва, поскольку в Ф-1 за это время произошло очень много изменений: другие машины, новые пилоты, ограничения на тесты. Сейчас возросла роль симуляторов, а Михаэль, как представитель старого поколения гонщиков, испытывает трудности с этим. Ему потребовалось полтора года, чтобы адаптироваться к изменениям, но сейчас, на мой взгляд, он выступает очень достойно. Жаль, что машина не позволяет ему добиться высоких результатов. Но я очень надеюсь, что до завершения карьеры он сможет выиграть еще хотя бы одну гонку – это было бы здорово!

А кого вы считаете лучшим гонщиком в современной Формуле-1?
Сейчас в чемпионате мира выступает несколько превосходных гонщиков: Дженсон Баттон, Льюис Хэмилтон, Марк Уэббер и Себастьян Феттель – все они очень сильны. Но если бы мне нужно было выбрать одного гонщика, то я бы остановил свой выбор на Фернандо Алонсо. Он наиболее полноценный пилот – испанец обладает всеми качествами, необходимыми для успеха.

Чтобы вы хотели напоследок сказать российским поклонникам автоспорта?
Во-первых, я бы хотел поздравить их с тем, что международные гонки наконец приходят в Россию – и теперь, благодаря появлению такой замечательной трассы как Moscow Raceway, у российских болельщиков появляется возможность увидеть различные серии не только по телевизору, но и собственными глазами. Надеюсь, что российские компании также начнут проявлять все больше интереса к гонкам, поймут выгодность вложения денег в этот спорт, и будут поддерживать своих пилотов. Сейчас с этим проблемы…

Responses

  1. Да, я вот тоже не понимаю смысл существования Красной площади, Кремля и Собора Василия Блаженного, если их все время закрывают и туристы не могут туда попасть. Наверное, Собянин скоро это всё снесет и сделает VIP-парковку с амфорами и стерхами для Путина. 😕

  2. Хорошее интервью, Сергей. Но почему же вы не спросили доктора Уотсона его мнение о серии DTM? Всем читателям вашего блога, не сомневаюсь, было бы очень это интересно прочесть

    • Вы не очень внимательно прочитали интервью — в нем есть такая фраза мистера Уотсона: «При этом мне не нравятся «кузовные» гонки с контактной борьбой – это не по мне». Под этим североирландец подразумевал и DTM, и даже WTCC 😉


Добавить комментарий

Рубрики

