Автор: Сергей Беднарук | 20.10.2010

«Погоня за скоростью»

На прошлой неделе на телеканале «Звезда» состоялась премьера трёхсерийного документального фильма «Погоня за скоростью», посвящённого истории отечественного автоспорта…

Этот фильм – уникальный в своём роде, поскольку прежде ничего подобного на нашем телевидении не было. «Погоня за скоростью» охватывает всю историю отечественного автомобильного спорта – с первых гонок в царской России до наших дней. Конечно, этот фильм не может считаться глубоким и детальным исследованием, а знатоки найдут в нём неточности и ошибки, — он ориентирован на широкий круг зрителей и даёт общее представление об истории нашего автоспорта. А по части кинохроники «Погоня» заслуживает самой высокой оценки – в фильме собраны редчайшие видеокадры, многие из которых до этого ни разу не показывались на российском телевидении.

Словом, кто ещё не посмотрел, советую это сделать! В планах у студии «Крылья России», снявшей «Погоню за скоростью», выпустить свой фильм на DVD. Ну а пока его можно скачать в Интернете или посмотреть на Youtube, где он выложен в девяти частях (по три – на каждую серию):    

Фильм 1-й (посвящён зарождению отечественного автоспорта)

Фильм 2-й (посвящён 50-70-м годам ушедшего столетия)

Фильм 3-й (посвящен постсоветской эпохе российского автоспорта)

P.S.: Для интересующихся историей советского кольцевого автоспорта рекомендую сайт Алексея Рогачева «Автоспорт в СССР» – аналогов ему по данной тематике просто нет. Кроме того, несколько лет назад была издана книга Юрия Мелентьева «Автомотострасти Российской империи» о гонках в царской России. В продолжение серии должны были выйти ещё две книгио следующих периодах истории, но, увы, этим планам не суждено было сбыться из-за кончины Юрия Александровича… 


Ответы

  1. Отличный фильм! Всем рекомендую!

  2. Отменно!

  3. Здорово и с You Tube тоже можно скачать.

  4. неделю назад смотрел данный фильм,довольно интересно!!!

  5. Смотрел только 3 часть, понравилось.

    • Посмотрел другие, еще лучше!

  6. Сергей, спасибо за неожиданную рекламу моего сайта, однако в целом позволь с твоей оценкой фильма не согласиться. При этом я имею в виду даже не столько наличие фактических ошибок в фильме — это, в конце концов, не так страшно, хотя попадаются и грубейшие «ляпы», — сколько вот эту твою фразу: «даёт общее представление об истории нашего автоспорта». В том-то и дело, что как раз такого общего представления фильм и не дает! Вся наша автоспортивная история в нем сведена к отдельным людям, автомобилям, названиям и фактам. В общую цельную картину они никак не объединены, переходы между рассказами о самых разных вещах происходят резко и мгновенно, а о многом, о чем, казалось, ну никак нельзя не рассказать, попросту не упоминается ни словом. Как оценить, например, практически полное отсутствие рассказа о гоночных «Эстониях», хотя именно они были на протяжении двух десятков лет основой советского «кольца»? Получается некое лоскутное одеяло: с виду ярко и эффектно, а дернешь посильнее — тут же расползается по швам.

    Не далее как вчера довелось побеседовать с двукратным чемпионом СССР Владиславом Барковским. Помимо прочего зашла речь и о «Погоне за скоростью», и Владислав Викторович сразу же высказал слово в слово то же самое: нет общей картины. В общем, фильм тянет не больше чем на тройку с плюсом. Плюс — за кадры кинохроники. Они как раз действительно великолепны, и жаль, что их не смогли использовать как следует.

    • Алексей, нельзя с тобой не согласиться, но нужно понимать, насколько трудно это сделать для телевизионного фильма, хронометраж которого строго ограничен. К тому же нельзя забывать, что его аудитория – это широкий круг зрителей, для которых детали не столь важны. Как я уже сказал, фильм не претендует на фундаментальное исследование (но и задачи такой перед его создателями не стояло), но всё же, считаю, что его авторы сделали достойную работу – тем более, что ничего подобного прежде не было.

      • Трудности чисто технологического характера я со счетов вовсе не сбрасываю. Разумеется, уложить всю историю нашего автоспорта за сотню с лишним лет в три не слишком длинные серии — штука нелегкая. Но все эти три серии как раз разменяли на те самые детали, которые широкой аудитории как раз не столь важны. А проследить развитие автоспорта в целом, как единый процесс, неразрывно связанный с историей страны вообще, не удалось. Для этого вовсе не нужны какие-то фундаментальные исследования — мелочи как раз выяснять обычно сложнее.

  7. посмотрел! спасибо огромное! немного конечно грустно о том, сколько шансов мы упустили

  8. Спасибо всем, кто обратил внимание на «Погоню за Скоростью» и подверг этот фильм тщательной ревизии.

    Искренне рад за тех, кому кино понравилось. Эти зрители поняли, что я не замахивался на видео-справочник или научную монографию по истории национального автоспорта.
    Моя задач была существенно иной: напомнить о незаслуженно забытом пласте истории нашей страны. И рассказать о нем так, чтобы телезритель не переключился бы на МузТВ или стотысячную серию гламурного сериала.

    Да, хронометраж фильма не позволил рассказать обо всем. Но, дело даже не в лимите времени и скромном бюджете, выделенных телеканалом «Звезда».
    Тем, кто корит меня за поверхностность изложения материала, хочу сообщить: национальная история техники крайне слабо отражена в хроникальных кинокадрах.
    Я бы и рад поподробнее рассказать об «Эстониях» или раллийных «Жигулях».
    Вот только показывать почти НЕЧЕГО!!!!
    Докладываю: мной в Государственном архиве отсмотрено более 350 «банок» с кинопленками.
    Утверждаю: больше про наш автоспорт в российских хроникальных закромах ничего нет! Грустно, но – факт…
    В этой связи – глубокий поклон отцу и сыну Кирилловым, которые предоставили мне «москвичовскую» кинохронику и фото из личного архива.
    Огромная благодарность Владимиру Кирееву, безвозмездно передавшему кино – и фотокадры зиловских спорткаров.
    Фильм никогда не вышел бы на экран без активного участия Дениса Орлова, Станислава Кирильца, Александра Захарова, Елены Веселовой, Александра Бушуева, Евгения Соколова, Владислава Незванкина.
    Эти люди прониклись идеей спасения истории отечественного автоспорта и выложились по полной программе!
    Спасибо, ребята!!!
    А тем, кто кривится от несовершенства нашего фильма, могу порекомендовать лишь одно: сделайте лучше!

    Автор и режиссер фильма «Погоня за Скоростью», Андрей Крюковский.

    • Андрей, отличная работа и очень нужный фильм, на мой взгляд! И большое спасибо за внимание к блогу и комментарий!

    • «Кривится», «сделайте лучше»… Андрей, лучше бы все же без таких фраз — ну, несолидно, поверьте, по-мальчишески обидчиво как-то. Если уж сделали что-то, чего до вас никто не делал, так будьте готовы не только к похвалам, но и к критике. Очернить ваш фильм моей целью вовсе не было — просто высказал мнение с точки зрения человека, который уже не первый год копается в данном предмете и смеет надеяться, что уже имеет о нем более или менее выработанное и сбалансированное представление.

      Триста пятьдесят банок с пленками — это, безусловно, вызывает уважение. И если вы говорите, что показывать об «Эстониях» и раллийных «Жигулях» нечего, значит, так оно и есть. Но смотрите, что получается: в третьей серии, например, на семнадцатой минуте идут совершенно великолепные кадры гонок середины семидесятых в Таллине и Риге, где автомобили — почти сплошь «Эстонии-16М», «18» и «18М». (Собственно, эти три модели как раз и составляли основу гоночного автопарка того периода.) Значит, все же какая-то малость о них отыскалась в архивах. Ну а более современные модели — «20», «21М»/»21.10», «25», — которые представляют собой последнее десятилетие советских гонок и первое десятилетие российских, не так уж и трудно найти «вживую». И тогда отпала бы необходимость из-за отсутствия материала «комкать» двадцать с лишним лет истории отечественного «кольца» (а это фактически и есть история «Эстоний») в общие фразы о Кубке Дружбы. Тем более что гонщики, мелькающие на экране в это время, к Кубку Дружбы вообще не имеют отношения: краснодарец Сергей Шахбазян, ленинградец Михаил Кузьмин, Янис Габалиньш из латвийского Тукумса… Прошу, не сочтите за занудство и придирки и постарайтесь не отвечать в духе «все вы задним умом крепки». Оговорюсь еще раз: я не злопыхатель и не недоброжелатель, просто считаю, что раз уж взялся за дело, то принимаешь на себя всю ответственность за качество его исполнения. Так вот, у меня возникло стойкое ощущение «лоскутного одеяла», о котором я писал в предыдущем сообщении: что фильм делался, исходя не из задачи показать всю историю как она есть, а в основном с расчетом на те архивные кадры, что есть в наличии. Но ведь кое-где отсутствие таких кадров вас не смущало — вместо них шли фотографии, и смотрелось это весьма достойно и более чем приемлемо. То есть все же есть тут какая-то неувязка…

      Чрезвычайно удивило отсутствие интервью с гонщиками прошлых лет. Ну, не интервью, а просто отдельных их комментариев по тем или иным моментам, по которым уж совсем-совсем никакого материала нет, — а ведь это отличный способ заткнуть образующиеся «дыры», да и придать жизни сухим архивным фотографиям. По собственному опыту могу сказать, что, как правило, ветераны автоспорта, если расспрашивать их об их гоночной молодости, отвечают очень подробно и занимательно, охотно делятся материалами из личных архивов и т. д. Правда, с «живыми свидетелями» надо осторожно — вот сделали три года назад на канале «Спорт» передачу об отечественном автоспорте («Летопись спорта», кажется, она называлась), так там чуть ли не половину времени в кадре маячил небезызвестный Андрей Ларинин, который в обсуждаемом предмете ни в зуб ногой. Так что, может быть, вы и правы, что не стали интервьюировать гонщиков: тут еще надо понять, кто может действительно помочь и дать ценный материал.

      В общем, поверьте, что если бы все, о чем я пишу выше, в вашем фильме присутствовало, он не превратился бы от этого сразу в справочник или научную монографию. (Чтобы действительно сделать такую монографию, надо лет двадцать просидеть по библиотекам и архивам и пообщаться с десятками разных людей — это утверждаю со всей уверенностью.) Просто все «лоскутки» объединились бы в четкую картину, а занудства и наукообразности, чего вы так опасаетесь, не прибавилось бы ни на грош. Проделанная вами работа заслуживает самой искренней благодарности — ведь и правда, кроме достаточно убогой «Летописи спорта», ничего подобного еще не было, — но она все же не идеальна. И ничего зазорного в этом нет — первый блин, как известно, комом. Ну и что с того? Если спокойно разобраться, почему, следующие будут уже ровными, поджаристыми и вкусными.

      • Да, и отдельное спасибо за кадры кинохроники с тбилисского городского кольца Ваке-Сабуртало. Уж на что я считаю себя сдержанным человеком, но, когда их увидел, чуть не завопил от восторга. С этой трассы даже у меня фотографий практически нет, а тут киносъемка. По-моему, это «гвоздь» всего фильма.

  9. Хороший фильм, спасибо автору и тем, кто ему помогал в создании!

    Что касается Эстоний, то можно поднять некоторые материалы с подробностями (техн. описание и фотографии) плюс результаты гонок. Всё это есть в интернете. А вот с видео-материалами, наверное, проблематичнее. Идеальный вариант — пообщаться с гонщиками тех лет из Эстонии и Латвии. Думаю, в их запасах есть немало интересного на тему эстонских формул.

  10. Алексеею Рогачеву.

    В Вашем лице я узнал типичного зрителя – критикана. С ними я знаком уже давно, благо занимаюсь «научпопом» на ТВ около 20 лет. Хотим мы (сценаристы и режиссеры) этого или не хотим, но имя вам, критиканам, – Легион.
    Ваше кредо: «а чой-то ты сделал кино не так, как я его себе представлял?»
    Но, в том-то и разница: одни представляют, а другие — делают.
    Вспоминается в этой связи рассказ старого артиллериста. Вызывают его как-то в особый отдел и орут: боец, ты чо, всего три танка фашистских подбил?! А какого черта не пять!!!!

    И не ждите, что мои «блины» впредь будут ориентированы под Ваши вкусовые рецепторы. Тем более, что подобных «блинов» я напек уже не один десяток: и по автомобилям, и по бронетехнике, и по авиации, и по космосу.
    И, уж не обессудьте: для меня гораздо важнее мнение о моей работе, услышанное от Александра Захарова, Александра Пикуленко, Александра Кириллова или Владимира Киреева.
    Если, конечно, эти имена Вам о чем-то говорят.

    А.К.

  11. Что ж вы так болезненно на критику реагируете-то, не могу понять. Вроде бы не подросток (если двадцать лет на телевидении отработали), а что форма, что содержание ответа взрослого профессионала своего дела явно не достойны. Ну да ладно. Коль скоро вы искренне убеждены, что создали шедевр отечественной теледокументалистики, убеждать вас в обратном далее не буду. Желаю успешной и плодотворной работы в дальнейшем!

  12. Алексею Рогачеву.

    Да и Вам, вроде бы, уже пора выйти из возраста подросткового нигилизма. И научиться отличать критику от критиканства. Если бы Вы указали на допущенные ошибки в рамках выбранных мной (уверяю – совершенно осознанно!) телеформата и хронометража – низкий Вам поклон и уважение. Именно так складывались мои отношения со всеми специалистами, участвовавшими в производстве кино. Они мне активно помогали фактологией и личными архивами, уважая авторское право на форму и содержание фильма.
    Вы же беретесь судить о самой концепции сериала. Судить – с точки зрения высокого (уверен в этом!) ПРОФЕССИОНАЛА. Я же делал и делаю фильмы для ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. Мне нельзя переступать грань детализации темы, после которой простой зритель зевнет и переключится на другой канал.
    Эта грань очень тонкая и нервная: чуть влево –получишь по шее от спецов, чуть вправо – потеряешь рейтинг на ТВ.
    Еще один аспект, о котором забывают далекие от видеопроизводства граждане.
    Я подсчитал: чтобы полностью закрыть тему отечественного автоспорта ( в частности – побольше рассказать про столь любимые Вами «Эстонии») мне не хватило порядка 15 эфирных минут.
    Но, хронометраж, принятый на «Звезде» – 38 минут, не больше и не меньше. А половинку или четверть серии у меня на телеканале не примут:)
    Кроме того, и на три-то серии я с трудом набрал кинохроники. Вы скажете: можно ставить фото? Да, можно. Но, до определенного количества, после которого кино превращается в слайд-шоу.
    Так что, уважаемый коллега, в кинодокументалистике тоже есть свои трудности, правила и законы.
    А ваше ёрничанье по поводу «шедевра» не сработало: я прекрасно понимаю, что занимаюсь массовым видеопродуктом и не претендую на Оскара.

    А.К.

  13. Уважаемые господа!
    Ваша жаркая дискуссия лишена смысла (ИМХО).
    Что лучше: энциклопедический справочник или авантюрный исторический роман?
    Ответ: и то и другое мирно уживаются на одной книжной полке.
    Когда нужна объективная информация – берут справочник. Если хочется увлекательного чтива — перелистывают художественное произведение. Наверно когда-то будет снята многотомная (т.е. многосерийная) киноэнциклопедия про все наши автомобили. В которой комар носа не подточит. А пока я с удовольствием посмотрел «Погоню». Хотел бы иметь этот фильм на диске, и раза два в год пересматривать понравившиеся места.


Оставьте комментарий

Рубрики