Автор: Сергей Беднарук | 17.06.2010

Скорость и надёжность

78-й по счёту марафон «24 часа Ле-Мана» завершился триумфом команды Audi, чьи экипажи заняли первые три места в гонке. Немецкие машины уступали в скорости Peugeot, но оказались надёжнее французских…

Вне всяких сомнений, закрытый турбодизельный прототип Peugeot 908 был самой быстрой машиной этого «Ле-Мана». Свою скорость «Французские львы» продемонстрировали уже в квалификации. По её итогам первые три места заняли экипажи фирменной команды, а четвёртая позиция досталась «конюшне» ORECA, также на прототипе Peugeot. Начало суточного марафона также складывалось в пользу французов, тогда как их главные соперники из команды Audi отставали всё дальше, занимая позиции с пятой по седьмую. Но как гласит старая гоночная мудрость, чтобы финишировать первым, сначала нужно финишировать. А в «24-х часах Ле-Мана» это справедливо вдвойне.

Первую потерю Peugeot понесла уже на третьем часу гонки. Сломавшаяся подвеска вывела из борьбы экипаж Педро Лами, Себастьена Бурдэ и Симона Пажено. Причём последние двое и вовсе не успели побывать за рулём (особенно обидно должно быть Бурдэ, ведь он родился в Ле-Мане!). Впрочем, у «Львов» оставались ещё два заводских экипажа, которые продолжали уверенно лидировать в гонки вплоть до того момента, как кольцо «Сартэ» окутал покров ночи…

На восьмом часу марафона, когда «Ле-Ман» уже погрузился во тьму, технические проблемы настигли лидировавший экипаж Марка Жене, Алекса Вурца и Энтони Дэвидсона – из-за поломки генератора они потеряли целых четыре круга (каждый, напомним, длиной более 13-ти километров). После этого они стали в невероятном темпе отыгрывать потерянное время и почти догнали шедший вторым экипаж «Ауди», но эта впечатляющая погоня была прервана, когда в повороте «Индианаполис» на машине находившегося за рулём Вурца отказал мотор…

К этому моменту гонку покинул и третий экипаж Peugeot  — ранним утром на прототипе лидировавших Франка Монтаньи, Стефана Сарразена и Николя Минассяна эффектно полыхнул двигатель…   Таким образом, после 16-ти часов дистанции на трассе не осталось ни одного заводского Peugeot! 

Так что когда над Ле-Маном поднялось солнце, впереди были уже три спайдера Audi R15. Единственной надеждой Peugeot оставался экипаж команды ORECA, который шёл четвёртым, но постепенно догонял впереди идущих пилотов и вполне мог побороться с ней за третье место. Но и он испарился, когда и на «908-м» прототипе Оливье Паниса, Николя Ляпьера и Лоика Дюваля приказал долго жить силовой агрегат…

Что стало причиной такой эпидемии поломок казалось бы уже проверенных прототипов Peugeot 908? Стоит отметить, что хотя номинально французская команда выступала в этом году на той же модели, на которой в прошлом триумфально одержала победу, эта машина была серьёзно доработана – в том числе и по части двигателя. Возможно, именно погоня за лишними лошадиными силами и привела «Львов» к полному провалу…

А вот у «Ингольштадского экспресса», также выставившего модифицированные прототипы Audi R15 Plus (на них, кстати, впервые использовался двигатель, оснащённый турбонагнетателем с изменяемой геометрией) за всю гонку не было почти никаких проблем! Разве что восьмикратный триумфатор «Ле-Мана» Том Кристенсен в самом начале марафона вынужден был вылететь с трассы, уворачиваясь от развернувшегося дебютанта гонки Энди Приоля на BMW M3 категории GT2. Это стоило датчанину и его не менее опытным напарникам, Ринальдо Капелло и Аллану Мак-Нишу, серьёзной потери времени – в итоге они финишировали третьими в двух кругах позади от ставшими вторыми Марселя Фесслера, Андрэ Лоттерера и Бено Трелюйе, для которых это был дебютный «Ле-Ман» в составе заводской команды Audi.

Ну а победу в самой знаменитой гонке планеты одержал экипаж, в который вошли пилот Audi в DTM Майк Роккенфеллер, а также известные по выступлениям за Porsche Тимо Бернхард и Ромен Дюма. Для каждого из них эта победа стала первой в абсолютном зачёте «24-х часов Ле-Мана», а для марки Audi — уже девятой в её истории, что позволило ей сравняться с Ferrari (больше побед только у Porsche — 16).

При этом они ещё и побили державшийся аж с 1971 года рекорд по пройденной за сутки дистанции – причём как по количеству преодолённых километров, так и по числу кругов, хотя четыре десятитлетия назад трасса была короче и быстрее. За 24 часа гонки прототип Audi R15 под управлением Роккенфеллера, Бернхарда и Дюма преодолел 5410 км за 397 кругов (прежний рекорд, установленный 39 лет назад Хельмутом Марко и Гийем ван Леннепом, составлял 5335 км за 396 кругов). Это говорит о феноменальном темпе гонки – уже прошли те времена, когда «Ле-Ман» был чисто гонкой на выносливость. Сейчас он превратился в настоящий спринт длиной в сутки. Средняя скорость победившего в этом году экипажа составила 242,6 км/ч.

Кстати, до финиша на этот раз сумели добраться всего 27 экипажей из 56 стартовавших – меньше половины! Не это ли является лучшим свидетельством того, что именно надежность остаётся главным слагаемым успеха в «Ле-Мане». Быстрейшими в этом году были прототипы Peugeot 908, но спайдеры Audi R15 оказались надёжнее. А как сказал умудрённый опытом Том Кристенсен: «Лучшей в Ле-Мане становится та машина, которая приходит к финишу первой…» На этот раз первыми к финишу пришли три Audi R15 Plus, которых в следующем году сменит абсолютно новая модель ингольштадтского концерна – R18.

Чем ответит Peugeot?


Ответы

  1. Peugeot ответит 908-й машиной. Шасси у них очень хорошее, но с движками в этот раз просто беда. Такое ощущение, что эти дизели делали в Ярославле. :mrgreen:

    • Или Тутаеве? 🙂

      • Я думаю, что дизели все же ярославские. С б/у-шных «Камазов» скрутили и поставили на «пыжики». 😀

      • Сейчас для гоночных КамАЗов дизели делают как раз на Тутаевском моторном заводе 🙂

      • А Якубов всё говорил: «Cummins-Cummins». Не для нас это. Впрочем, прыгает «Камаз» неплохо…..А Алексей Колесников еще лучше. :mrgreen:

      • Ого, не плохо.

  2. Сергей, очень интиресная статья, СУПЕР:))

    • Кстати, планируеться ли на Авто+ какая-нить программа или обзор Ле-Мановской гонки, Сергей может вы вкурсе :))))

      • Вроде, на «Ле-Ман» ездила съёмочная группа от «Авто Плюса» — значит, некая программа или сюжет планируется….

      • Тогда ждем 🙂

  3. Сергей, по-моему, на старт вышло 5 машин, а не 57. И то, потому что организаторы успели соорудить лишний бокс.
    Кстати, для победителей эта победа стала первой на 24 часах Ле-Мана, но не первой на 24 часах вообще)))

    • Так ведь так и написано: первая победа в абсолютном зачёте «24-х часов Ле-Мана»…

      • Я просто хотел обратить внимание в скольких марафонах победил Рокки. Только Бушю еще, из действующих пилотов, кажется, может похвастать победами в 3 из 4 престижнейших суточных гонок. Но ему не хватает Норшляйфе, а Рокки — Спа. Хотя нет, у Дюма тоже есть трое суток, не хватает Дайтоны, а Бернхарду — тоже Спа. Кто быстрее соберет полный комплект?)
        Плюс, у Дюма и Бернхарда в копилке еще Себринг есть.

  4. поправка, 56 машин на старте было

  5. хороший Ле-Ман вышел! Интересный, красивый и без лишних конфузов. С удовольствием прожил эту гонку 🙂 Пожалуй, один из лучших Ле-Манов за последнее время!

  6. Сергей, а как Й.Мюллер провёл гонку? 🙂

    • Экипаж Мюллера сошёл как раз после столкновения с Audi Кристенсена — в тот момент за рулём BMW был Приоль:

    • С ними и Фарфус был в одной команде?

    • Кристенсен БВМ и не задел даже…

      • Потому что Кристенсен профессионал. Я в такой ситуации со страху въехал бы на полной скорости в зад Приолю. 😀

  7. да шикарная гонка была я даж рип записал со спида в HD качестве наслажусь как нибудь еще раз как ностальгия пробъет 😀


Оставьте комментарий

Рубрики